o musee history exposition contacts guest
ЛЯГУШКИ И ЯЩЕРИЦЫ — БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ
"Орехово-Зуевская правда" 31 января 2007г.

Разговор с преподавателями биолого-химического факультета Орехово-Зуевского педагогического института происходил в музее, лучшем в Подмосковье И. Н. Лямцевой и И. Е. Зыковым. Нашего корреспондента Германа СПИРИНА интересовало, что такое практика, умение работать с людьми, как становятся специалистами и организуют понастоящему интересные занятия.

— Расскажите, с чего начался музей? — обращаюсь к Ирине Николаевне.
— С практики, с желания давать полноценные знания студентам-биологам. Еще в 1949 году доцент Владимир Иванович Бенкевич говорил, что только по книгам дать настоящие знания очень трудно, нужен музей, где можно все посмотреть и основательно изучить. А первой попыткой его создания стала экспозиция, составленная из самодельных картинок в рамочках. Но настоящие экспонаты появились в институте совершенно случайно. Нам повезло, в то время здесь, в Орехово-Зуеве, на железной дороге, по какой-то причине арестовали целый вагон с чучелами животных. И институту их просто подарили. Я помню, что здесь, в нынешней 42-й аудитории, лежал крокодил, и все кому не лень потихоньку с его хвоста отламывали кусочки. Потом из-за этого крокодила выбросили.
— А дальше как музей пополнялся?
— Была интересная система, — продолжает разговор доцент кафедры зоологии и экологии И. Е. Зыков. — Ездили по всему Советскому Союзу в экспедиции, собирали экспонаты, что-то, естественно, покупалось. Институт выделял деньги, и преподаватель со студентами в со­ответствии со своими научными интересами выезжал в тот район, который его интересовал. — Например, в 1961 году, — говорит И. Н. Лямцева, — мы ездили на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Где только не были. И привозили экспонаты, они у нас в фондах. Кое-что стоит тут, в витринах музея. Каждый выезд был для нас радостью. Собирали материалы для работы. Понимали, что потом, используя их, можно написать статью или даже сделать какое-то открытие.
— Но вы же педагог. Какие открытия?
— Ну и что? Мы биологи. Нам важно все знать и видеть своими глазами. А когда с тобой еще десяток студентов, ты им все показываешь, рассказываешь, объясняешь, у них от потока информации глаза блестят. Это же здорово! Посмотришь иной раз на кого-нибудь из них — сам небольшого роста, сверху огромный рюкзак, и как все это передвигается, понять невозможно.
— И как выбирали, с кем ездить в экспедиции?
— Кто проявлял интерес, того и брали. Дело в том, что просто съездить и найти материал — мало. Его еще нужно обработать. Для кого-то это очень скучно: иди и определяй, и расправляй крылья у собранных бабочек Хотя потом все выливалось в интересные курсовые работы. Докторские диссертации тоже были. Например, заведующая кафедрой профессор Елена Николаевна Дерим-Оглу в свое вре­мя занималась проблемами гнездовой территории местных птиц и здесь, в институте, подготовила докторскую диссертацию, которую защитила на ученом совете в Одесском университете. На ее работу до сих пор орнитологи ссылаются. Она тогда говорила, что целью не является научная работа сама по себе, главное — показать студентам страну, природу. И она возила ребят на Север, в Астрахань, Закарпатье. Это все было очень интересно, студенты приобретали такие знания, которые в дальнейшем им, как педагогам, очень помогали.
— Сейчас некоторые считают, что педагог должен «оттрубить» материал, и все. Дальше хоть трава не расти.
Бывает. Но экспедиции расширяют кругозор. Даже в лес сходить со школьниками и то много значит. Педагог должен любить свой предмет, быть заинтересованным в зна­ниях и не бояться доказывать свою правоту.
— Но чтобы подготовить такого, нужно живое, а не формальное общение.
— Конечно. Я помню, у нас Елена Николаевна Дерим-Оглу на занятиях спрашивает: «Ну-с, девонька. А вот захочешь ты послушать соловья. Куда тогда своего молодого человека поведешь?» — Куда-нибудь поближе к речке, где влажно, — отвечает, быстро сориентировавшись, студентка. «Слава богу, чему-то научила! Значит, не зря работала», — успокаивается Елена Николаевна. И обращается к следующему студенту с подобным провокационным вопросом. Между прочим, она в институте отработала 50 лет!
— Вы задаете подобные во­просы своим студентам?
— Иногда, конечно, задаю.
— Каков нынешний студент по сравнению с прежними?
— Есть ленивые. А чего скрывать? Хотя, конечно, много хороших ребят. Вот у Игоря Евгеньевича сейчас занимаются двое студентов. Много делают, и для музея в том числе.
— А теперь позвольте задать вопрос зоологу, который знает местную природу, обращаюсь к И. Е. Зыкову. Что у нас с ней стало? Лягушки ещё есть? Или на них теперь можно посмотреть только в вашем музее?
— С лягушками совсем плохо. В Орехово-Зуеве и районе их практически не осталось. Да много еще чего стало редкостью. Прошлым летом, например, студенты поймали редкую теперь ящерицу и принесли в музей. Я им говорю: «Ящерице повезло, что она попалась в руки таким людям, которые только посмотрели на нее и вреда не причинили. Но еще больше, чем ящерице, повезло вам, потому что вы ее увидели живой». Они тут же собрались и увезли ее в то место, где нашли, — в Дорофеево. Вообще же у нас в музее можно увидеть и такие экспонаты, что диву даешься. Вот, пожалуйста, гнездо сороки, которое птица сделала из проволоки, — показывает Игорь Евгеньевич на странное сооружение, найденное в Орехово-Зуевском районе, в Саженях.
— Это к вопросу о специалистах. Не знают и не думают многие о том, что делают, загрязняя все вокруг себя, а потом удивляются, по­чему природа мстит.
— Вы говорили, что экспонаты привозили из экспедиций, что-то приносили студенты. Но в витринах есть и такое, что приобрести можно только у специалистов.
— Да, музей постоянно по­полняется. Наш ректор каждый год выделяет деньги на приобретения. Покупаем экспонаты, причем в большом количестве. Например, у замечательного местного специалиста по изготовлению чучел В. А. Ткачева. Он ученик школы Заславского из зоологического института Академии наук Талант необыкновенный, профессионал, одним словом. Бывает, что экспонаты делаем сами. Но такое «искусство» не всегда красиво смотрится, — улыбается И. Н. Лямцева.
— Знаменитый институтский белый медведь откуда пришел?
— По нашей легенде, он пришел из музея Московского государственного университета. Оттуда у нас довольно много экспонатов.
— А школьные преподаватели у вас бывают?
— Конечно, и детей приводят. Здесь же самый настоящий практический музей. Приезжают студенты из Павловского Посада, Покрова. Кто-то слушает, а кому-то очень хочется шкафчик открыть, потрогать экспонаты. Еще присутствует желание сфотографироваться на фоне козла. И все довольны и счастливы.
— В других учебных заведениях есть ещё такого рода музеи, как ваш?
— Если и есть, то для красоты. Но чтобы так, в огромном зале для работы. По-моему, в Подмосковье таких больше нет. Здесь же все систематизировано. Приходи и учись. Поэтому он и считается лучшим в Московской области.
— Выходит, широко живете.
— Красиво живем, — говорит И.Н. Лямцева, открывая новый стенд с бабочками. — Все они собраны нашими руками. А вот эту я сама поймала. Каждая витрина музея — это не просто место для демонстрации экспонатов. Тут хранятся результаты огромного труда многих и многих людей, стремящихся передать свой опыт и знания студентам, тем, кому интересна история живого мира. — Кстати, у нас есть и продолжение экспозиции, — развивает тему Ирина Николаевна. — Причем связанное с геологией. Действительно, в одном из классов вдоль стены в витрине выставлены самые разнообразные камни. Игорь Евгеньевич представляет свою коллегу И.М. Завьялову. — Тут собрана прекрасная классическая экспозиция, поясняет Ирина Михайловна. — И хотя ей всего пять лет, специалисты-геологи считают ее качественной. Между прочим, многие из экспонатов на себе таскали с того же Кавказа. Какой энтузиазм масс! — Разве такое забудешь, когда килограммов двадцать одних камней несешь на себе из экспедиции, — говорит И. Н. Лямцева. — Тут большая коллекция камней. Специалистов это просто поражает.
— Многие обыватели при встрече с камнями почему-то ищут золото.
— В нашем музее есть другие, совершенно очаровательные камни, которые под ногами не найдешь. Вот, пожалуйста, можно подержать в руках кусочек Антарктиды. Его нам везли через все границы. Еще можно постоять на дне Юрского моря. У нас есть камень прямо из Юрского периода. А если его положить в ванну, то вроде как и в море того времени искупался. Немного воображения, и динозавров увидеть можно. Здесь каждый экспонат имеет свою историю.

ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
"Учитель XXI века" 1 ноября 2008г.

На биолого-химическом факультете почти 60 лет работает зоологический музей. Он начал свое существование в 1949 году, когда доцент Владимир Иванович Бенкевич создал экспозицию из иллюстраций. По его мнению, учить студентов и школьников биологии по книгам бессмысленно, нужен музей, где все можно посмотреть и осно­вательно изучить.

Тогдашний директор института Александр Алексеевич Оглоблин дал согласие на создание зоологического музея на факультете. Были заказаны первые шкафы и витрины, и началось приобретение экспонатов. По существующей легенде, кафедре повезло, так как на железной дороге был арестован вагон с чучелами животных, которые были переданы институту. Часть экспозиционного материала была передана в дар Зоологическим музеем МГУ. В дальнейшем экспозиция пополнялась за счет приобретения чучел птиц и зверей в учколлекторах, а также за счет экспедиционных сборов и сборов в период летней полевой практики студентов. Первые двадцать лет своего существования музей располагался в коридоре второго этажа. В нем были представлены только позвоночные животные. В начале 70-х годов были заказаны новые шкафы и смонтирована экспозиция беспозвоночных животных. В коридорах второго этажа музею уже было тесно. По решению ректора института Сергея Васильевича Назарьева в середине 70-х годов экспозицию музея переместили в помещение бывшего актового зала. Одну половину зала отвели под музей, а в другой расположился читальный зал. В настоящее время в экспозиции музея представлено большинство типов и классов современных животных. Музей располагает биогруппами, чучелами птиц и зверей, наливными препаратами, коллекциями насекомых, птичьих яиц, слепков следов животных. Среди экспонатов музея наряду с обычными, широко распространенными, представлены редкие виды, внесенные в Красные книги СССР, России и Московской области. На протяжении всех лет существования музей активно используется для проведения учебных занятий студентов по зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, экологии, теории эволюции и обзорных и тематических экскурсий для школьников. В 2002 году по инициативе ректора института Алексея Алексеевича Шаталова был проведен ремонт, реконструкция и перепланировка экспозиции. Появилась возможность более широкого использования уникальной музейной коллекции. Экспозиция музея постоянно пополняется, выделяются средства на приобретение и изготовление чучел животных. В последние годы были приобретены чучела бобра, норки, лисицы, енотовидной собаки, многих хищных птиц, пятнистого оленя.